Реализация проекта цифровой маркировки товаров осуществляется на территории Российской Федерации поэтапно. Маркировка товаров 2020 необходима для мониторинга государством полного цикла движения товаров от производителя до покупателя. Целью проекта является сведение к минимуму и полное устранение контрафактной продукции, избавление рынка от предпринимателей, скрывающих доходы, и оборот качественной продукции.
Понятие маркировки товаров
Согласно проекту, предполагается нанесение изготовителем или производителем уникального маркировочного идентификатора. По специальному коду возможно отслеживание пути товара с логистического склада до рук покупателя.
Согласно законодательству, каждый участник рыночного товарооборота с маркированными товарами отчитывается в систему мониторинга о произведенных действиях. Покупатели участвуют в проекте, используя приложение «Честный знак». Зайдя в мобильный сервис, получают полную информацию о любом продукте с нанесенной на упаковку маркировкой.
Ежегодно список товаров, подлежащих обязательной маркировке, изменяется.
Маркировка товаров в 2020 году
Согласно правилам проекта, участники рыночной деятельности обязаны:
• Оформить квалифицированную электронную подпись и установить оборудование для работы с ней;
• Перепрограммировать существующие онлайн кассы или приобрести новые аппараты, способные работать с маркировкой продукции;
• Обновить ОС и иные программы, подготовив оборудование к регистрации товаров в системе мониторинга;
• Приобрести дополнительное оборудование в виде сканеров, устройств для печати этикеток;
• Осуществить подключение к ЭДО;
• Зарегистрировать свою учетную запись и нанести идентификатор на выпускаемую продукцию.
В 2020 году перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, был расширен. К таким категориям относятся:
• Изделия из натурального меха;
• Табачная продукция. До 1 июля 2020 года компаниям была разрешена розничная продажа табака без маркировки;
• Медицинские препараты. Официально фармацевтическим компаниям было разрешено не маркировать медикаменты до 1 июля. Это связано с тем, что эксперты и финансисты считают рынок фармпродукции неподготовленным к процедуре;
• Обувь. По аналогии с медикаментами, рынок обуви оказался не готов к участию в проекте за счет того, что зарегистрироваться в системе менеджмента и наладить необходимое оборудование смогла лишь третья часть рынка;
• Парфюмерия, сроки перехода к маркировке продлены до 01 октября;
• Шины до 01 ноября;
• Продукция легкой промышленности, которую необходимо промаркировать до конца текущего года.
Разработчиками предполагается, что система мониторинга товаров сделает рынок прозрачным. В результате отслеживания планируется избавление от контрафакта под продукцию оригинальных брендов. Тем более, что большая часть подделок способна нанести существенный вред здоровью покупателей.
За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность в зависимости от статуса субъекта правонарушения.